Слова в розен-методе - это отдельный (и непростой в процессе обучения) инструмент в работе.
Помню, когда я ещё была студентом, после одной из сессий моя супервизор прокомментировала мою работу: "Ну что, промолчала весь сеанс, как рыба об лёд?" Я действительно долгое время во время сеансов не находила, что мне сказать.
Слова в розен-методе простые, прямые, поддерживающие, неоценивающие. Мы стремимся прямо и ясно называть то, что видим в теле клиента, в проявлениях клиента, но при этом слова не должны звучать грубо, ранить клиента, или драматизировать, или критически оценивать.
Например, я не могу сказать: "Ой, как у вас здесь всё зажато!" Я и сама понимаю, что человек, скорее всего, знает или подозревает об имеющемся напряжении и ищет выход. Моя задача - чтобы слова были открывающими и помогали увидеть, признать те проявления, которые для самого клиента пока не так очевидены. Плюс я всегда имею в виду, что у любой зажатости есть причины. Любые телесные проявления - это лучший способ адаптации в заданных условиях.
В некоторых сеансах бывает ощущение, что тело выглядит как бы мёртвым; бывает ощущение, что в структуру тела встроен металлический каркас. Сказать это прямыми словами - это может прозвучать жестко и даже жестоко (хотя именно жесткая правда иногда приоткрывает дверь к осознаванию, я всё же с жёсткой правдой (тем более, моей субъективной правдой) стараюсь быть осторожнее).
Моя задача - передать своё ощущение, словами назвать наблюдаемую мной реальность и клиента пригласить почувствовать, похоже ли моё видение на то, что он чувствует изнутри. Но слова я выбираю самые простые и ясные из тех, которые могу придумать.
Похоже, что когда-то вам пришлось очень жёстко (или: жизнь с вами обошлась жёстко).
Вот здесь вы сильно прячете себя. Это похоже на отсутствие надежды быть увиденным.
Здесь чувствую что-то уязвимое и попытку защитить свою уязвимость от внешней грубости.
Простые слова бывает непросто найти (даже сейчас, без контекста конкретной сессии, примеры слов приходят ко мне с трудом). Именно здесь помогает собственный телесный резонанс. Через весь путь в розене мы учимся слышать отклик своего собственного тела, на него и опираемся.
Я произношу вслух только те слова, с которыми согласно моё тело, которые не противоречат моей внутренней уязвимости и моей правде. Я всегда сверяюсь со своим телом, реагирую ли я телесно на сказанные мной слова, как на правду? Часто, если произношу что-то, а сказанное не отзывается во мне самой, я начинаю прямо в процессе искать, как сказать другими словами, так чтобы моему собственному телу мои слова оказались созвучны?
Это всегда интересный и сложный поиск. Чем лучше я слышу собственное тело, себя, свой телесный резонанс, тем проще мне поддерживать диалог с клиентом во время работы.